С женой и ребенком, с которыми я не мог расстаться, я проехал через Варшаву, где пробыл несколько дней, в Вену. В Вене меня заинтересовала не столько скульптура, сколько живопись, в особенности Рубенс. После Вены я был в Мюнхене, жившем тогда интенсивной художественной жизнью. В Мюнхене я пробыл недолго. Меня тянуло в Италию. П. Трубецкой, с которым я перед этим познакомился, особенно рекомендовал мне Милан, где он сам жил и работал. В Милане была группа художников-импрессионистов, родственная мне по своим художественным устремлениям. До Милана я побывал в Венеции. Громадное впечатление произвели на меня площадь св. Марка и памятник Коллеони. Из Венеции я поехал во Флоренцию. В этом городе скульптура как будто вышла из музеев на улицы. Поразительны статуи Донателло и Микель-Анджело под открытым небом. После Флоренции – Рим. В Риме меня особенно поразили мрачные колонны коринфского стиля, тонкие и прозрачные как стеариновые свечи. Они простояли века. Чувствовалось, что римские мастера настолько глубоко знали материал с художественной и конструктивной стороны, что умели извлекать из него всю силу и красоту. Своей исключительной цельностью и органичностью поразило меня и ренессансное искусство Рима. Архитектура, живопись и скульптура Ватикана как бы связывала в одно целое таких великих индивидуалистов, как Микель-Анджело, Рафаэль и других мастеров Возрождения. Однако меня больше привлекали современные импрессионисты, которые были главным образом в Милане, куда я вскоре и поехал.
|
Не владея в совершенстве французским языком, я попал к Родену не сразу и первое время занимался в Академии Жюльена. В русской Академии мы работали над этюдами в продолжение нескольких месяцев, и мне было очень трудно успевать за товарищами, кончавшими этюд максимум в месяц, причем сквозь толпу в пятьдесят человек почти никогда нельзя было видеть всей модели. Вначале я мог сделать за это время только каркас и начать вчерне фигуру, но через три месяца уже справлялся с делом и шел наравне со всеми. Леонид Шервуд
|