Принял он меня очень радушно, узнав, что я пенсионер русской Академии. Я показал ему фотографию с группы «Хан и невольница», он похвалил голову, композицию, а исполнение женского тела назвал дряблым.
|
Вскоре я перешел в мастерскую учеников Родена, где преподавал известный французский скульптор Бурдель, а Роден посещал школу только два раза в месяц. В отличие от Академии Жюльена, в мастерской Родена модель ставилась месяца на два, на три, и работающих было немного. Требования Бурделя, с которым мне пришлось иметь дело как с помощником Родена заключались в требовании полной моделировки. У меня произошел с ним следующий инцидент. Этюд в размере одной трети натуры я отодвинул от модели, чтобы иметь возможность охватить весь этюд и всю модель. Бурдель, увидев, что я уже достаточно продолжил общую форму, придвинул мою работу вплотную к натурщице и сказал, что, по его мнению, теперь уже можно заканчивать. Зная по опыту, что, не охватывая модель в общем, я обязательно собьюсь и потеряю общее, я отодвинул станок на прежнее место, что очевидно, не понравилось Бурделю, так как он больше ко мне не заглядывал. Руководством Родена пришлось воспользоваться только два раза. Это было как раз перед Всемирной выставкой 1900 года, к которой он усиленно готовился, заканчивая ряд своих работ. Первый незабываемый урок заключался в том, что Роден открыл нам закон ритма и гармонии человеческого тела. Натурщица, которую он нам дал, была сильная женщина, прачка, с головой, имеющей параллельные прямоугольные формы, т. е. челюсти были по ширине равны ширине черепа. Была коллективная постановка модели. Видя крепкую, сильную натуру, мы начали искать резких поворотов, микельанджеловских поз, чтобы выяснить ее сильные формы. Ничего у нас не выходило, и мы остановились на какой-то приблизительной, более или мене подходящей позе. Вторым требованием Родена была работа без инструментов, без стэка, собственными пальцами, которые, как убеждал он, могут выполнить все тонкие детали. Это подтверждал и П. Трубецкой, выполняя без инструментов все свои небольшие портреты и группы и сохраняя благодаря этому поразительную свежесть лепки. «Когда вы видите ошибку, – говорил он, – срежьте это место ножом и снова вылепите, и процесс лепки передаст пластическую сущность модели». Выставки работ Родена 1900 года я не видел: ему не разрешили выставить всего, что он хотел. В знак протеста он построил собственный павильон и сделал грандиозную выставку своих произведений. Павильон Родена был открыт после моего отъезда. Леонид Шервуд
|