21 сентября (3 октября) 1837, Санкт-Петербург – 28 ноября (11 декабря) 1909, близ Каира Физиолог, педагог, анатом и врач
|
Как общественный деятель и учёный Лесгафт сформировался под влиянием революционно-демократического движения в России 60-х годов 19 века. Он активно боролся за развитие народного образования в России, многое сделал для организации женского образования. В 1905-1906 годах Лесгафт открыл Вольную высшую школу и при ней вечерние курсы для рабочих, ставшие одним из центров рабочего просвещения в Петербурге. За прогрессивную общественную деятельность подвергался преследованиям правительства. Исходя из основного положения созданной им функциональной анатомии - о единстве формы и функции, Лесгафт считал возможным воздействовать функцией, "направленным упражнением", на развитие органов человеческого тела и всего организма. В основе теории физического воспитания Лесгафта лежит принцип единства физического и умственного развития человека. Единство и целостность всех проявлений организма, связь нервно-мышечной деятельности и внутренних органов с психическими проявлениями дали Лесгафту основание рассматривать систему направленных упражнений как средство не только физического развития, но и умственного, нравственного и эстетического воспитания. Основой физического развития Лесгафт считал естественные движения, соответствующие характерным особенностям каждой группы мышц. Большое значение Лесгафт придавал подвижным играм как средству физического развития и формирования характера ребёнка. Рассматривая закономерности воспитания ребёнка в семье, формирования его темперамента и характера, Лесгафт даёт анализ биологических основ наследственности и развития детей. Придавая решающее значение условиям среды, он призывал к созданию в семье и школе благоприятных условий для проявления всех способностей ребёнка. Лесгафт стремился глубже обосновать педагогику как науку объективными данными анатомии, физиологии и психологии, однако считал педагогику "филиальной ветвью биологических наук".
Координаты: 59.904658; 30.36125 |