Начать сначала
Леонид Владимирович Шервуд. Скульптор Леонид Владимирович Шервуд. Скульптор, монументалист Леонид Владимирович Шервуд. Скульптор, педагог Леонид Владимирович Шервуд. Скульптор, автор «Часового»
Леонид Владимирович Шервуд
28 (16) апреля 1871, Москва —
23 августа 1954, Ленинград

Скульптор
В числе первых скульпторов, осуществлял ленинский план «монументальной пропаганды», начиная с 1918 года

 

 

Младший сын известного русского скульптора, живописца и архитектора В. О. Шервуда, брат архитектора В. В. Шервуда.


Первоначальное художественное образование Л. В. Шервуд получил в мастерской своего отца, дом которого часто посещался известными деятелями русской культуры. Учился в Московском училище живописи, ваяния и зодчества (1886—1891), затем в Императорской Академии художеств (1892—1898) в мастерской В. А. Беклемишева. В качестве «пенсионера» Академии продолжил обучение в Париже (1899—1900). Увлекался творчеством О. Родена и П. П. Трубецкого, определивших импрессионистическую направленность его собственных работ. К концу 1910-х стиль Шервуда эволюционирует в сторону модерна.

Затем юноша поступил в МУЖВЗ (1886), где учился живописи у В. Е. Маковокого и скульптуре у С. И. Иванова; позднее (1892-98) Шервуд занимался в Петербургской АХ, которую закончил с золотой медалью за скульптурную группу "Хан и невольница". Завершил он обучение пенсионерской поездкой в Париж (1899- 1900), там посещал академию Р. Жюлиана, мастерские О. Родена и Э. А. Бурдеяя.

Первой работой, выполненной после возвращения на родину, был гипсовый бюст А. С. Пушкина (1900-02) для рабочей читальни за Невской заставой в Петербурге, где еще в академические годы Шервуд преподавал в школах рисование. В этом произведении, полном поэтичности и вдохновения, ощутимо влияние творчества Родена и пластики импрессионизма. В последующие годы скульптор создал ряд надгробий: профессору С. М. Васильеву на петербургском Новодевичьем кладбище (1906), писателю Г. И. Успенскому (1904), писателю Н. Г. Гарину-Михайловскому (1907) и известному культурному и общественному деятелю Н. Ф. Бунакову(1908) на Литераторских мостках. Во всех этих памятниках скульптор разрабатывал и творчески варьировал найденный им особый тип выразительного и монументального портрета-бюста, или полуфигуры, который в модифицированном виде использовал и в последующих своих произведениях. В обобщенных ритмах этих портретов, в особой весомости и экспрессивности их скульптурной формы чувствуется определенное воздействие пластики Бурделя.

В предреволюционные годы скульптор начинает активно работать в области монументальной скульптуры. Из многочисленных проектов памятников этого периода был осуществлен лишь один - памятник адмиралу С. О. Макарову в Кронштадте (1913-14).

Важными для творческой биографии художника стали первые послереволюционные годы, отмеченные напряженной и плодотворной деятельностью. Он активно работал над осуществлением основного художественно-общественного мероприятия того времени - плана монументальной пропаганды, ему было поручено общее руководство установкой памятников в Петрограде. Его памятники А. Н. Радищеву и А. И. Герцену явились, быть может, самым значительным вкладом в монументальную скульптуру этого периода. В композиции памятника Радищеву (1918, не сохранился) нашли свое законченное и пластически ясное выражение творческие поиски прошлых лет. Особой четкостью и лаконичной выразительностью отличался образ Герцена (1919, бюст, не сохранился).

В 1920-х гг. скульптор выполняет ряд портретов деятелей революции, науки, культуры: бюсты Д. И. Менделеева (1925), П. Л. Войкова (1927), Р. Люксембург (1928) и др. В 1920-30-х гг. Шервуд продолжает работать в области монументальной и надгробной пластики. Обращается он и к теме нового, советского человека - человека труда: "Комсомолка", "Рабочий-бетонщик" (оба 1927), "Тяжелая индустрия" (1937). Наиболее значительным творческим достижением скульптора этих лет является статуя "Часовой" (1933), показанная на выставке "XV лет РККА" и получившая тогда широкую известность. Это своеобразный синтез тех поисков обобщенной, глубоко выразительной и пластически весомой скульптурной формы, которые он вел на протяжении трех предыдущих десятилетий. Строгостью, мощью и уверенным спокойствием веет от цельной и монолитной, простой и выразительной по своим ритмам скульптуры воина. В этом произведении создан подлинно монументальный, обобщенный образ героического звучания.

 

 

 

Другие виды: [x] [x] [x] [x]