Начать сначала
Исаак Иосифович Шварц. Композитор Исаак Иосифович Шварц. Народный артист Российской Федерации
Исаак Иосифович Шварц
13 мая 1923, Ромны, Сумская область —
27 декабря 2009, п. Сиверский, Ленинградская область

Композитор

Заслуженный деятель искусств РСФСР (1984)

Народный артист Российской Федерации (1996)

Государственная премия РФ (1997)

Царскосельская художественная премия (2000)

Орден «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2003)

Премия Президента Российской Федерации в области литературы и искусства (2003)

Премии Ника: (1992, 2001, 2002)

Почётный гражданин Ленинградской области (2003)

 

 

Исаак Шварц родился в интеллигентной еврейской семье, где ему и его сёстрам Софье и Марии с детства привили любовь к чтению и музыке. Дед по отцовской линии имел духовное звание, в начале XX века переехал в Полтавскую губернию из Прибалтики. В 1930 году семья Шварца переехала в Ленинград, там мальчик начал заниматься в Доме художественного воспитания детей по классу рояля у А. С. Замкова, чуть позже брал уроки у профессора Л.В.Николаева. В 1935 году Шварц в возрасте 12 лет побеждает на конкурсе юных дарований в Большом зале ЛГФ.

В декабре 1936 года отец Исаака, филолог-арабист Иосиф Евсеевич Шварц (1889—1938), обладавший красивым, сильным баритоном, был арестован органами НКВД СССР, осуждён по статье 58 УК РСФСР и сослан в лагеря, где в апреле 1938 года был вновь осуждён и расстрелян в Магадане. Летом 1937 года семью Шварца выслали из Ленинграда в Киргизию. Мать Исаака, Рахиль Соломоновна, выпускница Киевского коммерческого института, преподавала математику, литературу и русский язык в школе; устроилась во Фрунзе на швейной фабрике, а 14-летний Исаак начал давать частные уроки фортепиано детям фрунзенских чиновников. Старшая сестра Софья, студентка консерватории, будучи одарённой пианисткой, познакомила Исаака с произведениями Моцарта, Бетховена, Чайковского, Бизе и других классиков. С детских лет Шварц очень ценил в музыкальном произведении мелодию — красивую, яркую и запоминающуюся.

В 1938 году Шварц в столице Киргизии начал брать уроки композиции у педагога В. Г. Фере. В последующие годы ссылки он работал концертмейстером в Киргизском государственном театре. В начале Великой Отечественной войны Шварц руководил хором и оркестром Красноармейского ансамбля песни и пляски Фрунзенского военного округа.

Участник Великой Отечественной войны. Весной 1942 года был контужен в результате артобстрела под Харьковом. Восстанавливался после контузии в госпитале в Алма-Ате.

В 1943 году Исаак Иосифович женился на подруге детства и юности, пианистке Соне Полонской, вскоре родилась его единственная дочь Галина.

В 1945 году Шварц вернулся в Ленинград и при участии Д. Д. Шостаковича поступил в Ленинградскую государственную консерваторию имени Н. А. Римского-Корсакова в класс Б. А. Арапова. В годы учёбы Шварц написал Сонату для скрипки и фортепиано (соль минор), Струнный квартет, романсы на стихи Пушкина, Тютчева, Фета, Полонского, Гейне, а также вариации для фортепиано, арию для скрипки с фортепиано. Творчество Шварца впервые привлекает внимание музыковедов: у молодого автора отмечают сочные контрасты лирических и жанровых музыкальных образов, естественную свежесть мелодики и гармонического языка. Романсы Шварца, написанные в студенческие годы, исполнялись на концертах известными ленинградскими певцами С.Шапошниковым, Н.Вельтер и другими. Последние два года пребывания в консерватории Шварц учился у О. А. Евлахова. Под наставничеством педагога Шварцем написана кантата «Дума о Родине» на стихи А.Чепурова для баса, хора и симфонического оркестра в трёх частях, баллада для баритона с оркестром «Солдат и вьюга» на стихи М.Светлова, романсы на стихи В.Орлова, С.Щипачёва, а также в 1954 году «Симфония фа минор», лирико-эпическое повествование о молодом современнике в четырёх частях, принёсшая композитору первый заметный успех. Мелодика симфонии органично связана с пафосом советских массовых песен и с народной музыкой. Премьера состоялась 6 ноября 1954 года, с тех пор произведение много раз исполнялось в Большом зале Ленинградской филармонии. В 1955 году симфония исполнена на VIII Всесоюзном пленуме правления Союза композиторов СССР, на котором Шварц был принят в его ряды.

В последующие годы композитор пишет колоритную по оркестровке Молодёжную увертюру для симфонического оркестра, два балета — «Накануне» и «В стране чудес», музыку для спектаклей («Идиот», «Горе от ума», «Не склонившие головы» и «На всякого мудреца довольно простоты» в постановке Г. Товстоногова, «Доходное место» в постановке Р. Сусловича и других).

В 1958 году началась плодотворная деятельность Шварца в кинематографе, которая стала главной в его творчестве. Первые картины с его музыкой — «Неоплаченный долг», «Наш корреспондент», «Балтийское небо». Композитор успешно сотрудничал с кинорежиссёрами разных школ, стилей и поколений: И.Пырьевым, М.Роммом, И.Хейфицем, В.Венгеровым, М.Швейцером, Ю.Карасиком, В.Мотылём, С.Соловьёвым, Н.Губенко, Г.Ароновым, А.Германом, П.Тодоровским, Р.Нахапетовым, С.Бодровым, П.Лунгиным, В.Бортко, Е.Татарским и другими. Владея многообразными типами композиторской техники, Шварц умел подобрать скрипичный ключ к любому, самому замысловатому сценарию, выше всего ценил в музыке мелодическую естественность, простоту и искренность; по отзывам критиков его музыка насыщена состраданием, редким даром сопереживать как экранным персонажам, так и зрителям, добротой и человеколюбием.

Шварц является автором музыки к более чем 125 кинофильмам, среди которых есть шедевры отечественного и мирового кинематографа. Наибольший успех сопутствовал композитору в фильмах Мотыля и Соловьёва. Широкую известность и любовь миллионов телезрителей завоевала полная грустного очарования музыка из фильма «Мелодии белой ночи» (1976). Саундтрек из этой советско-японской мелодрамы давно живёт самостоятельной жизнью.

Весьма плодотворным оказался творческий союз Шварца с Булатом Окуджавой. Вместе они создали 32 песни и романса, наиболее известные из которых — песня Верещагина «Ваше благородие…» («Белое солнце пустыни»), «Песенка кавалергарда» («Звезда пленительного счастья»), романс «Любовь и разлука» («Нас венчали не в церкви»), а также песни из кинофильма «Соломенная шляпка». Окуджава очень высоко ценил редкостный дар Шварца «извлекать музыку из самого стихотворения, ту самую, единственную, которая только и существует для каждой строки».

Премии «Оскар» за лучший иностранный фильм (1976) была удостоена советско-японская картина «Дерсу Узала» (режиссёр Акира Куросава), музыку к которой написал Исаак Шварц.

Другие широко известные и популярные фильмы, узнаваемые в том числе и благодаря лирической музыке Шварца — «Станционный смотритель», «Законный брак» (лучший советский фильм 1985 года), «Сто дней после детства», «Братья Карамазовы», «Дикая собака Динго», «Семейное счастье», «Бегство мистера Мак-Кинли», «Егор Булычов», «Живой труп», «Карусель», «Из жизни отдыхающих», «Нас венчали не в церкви», «Обрыв», «Блондинка за углом», «Проверка на дорогах», «Каникулы Кроша», «Не стреляйте в белых лебедей», «Последняя жертва». Музыка для этих фильмов записывалась оркестрами под управлением дирижёров Ю.Темирканова, Э.Хачатуряна, А.Лазарева, В.Понькина, Е.Колобова, В.Джордания, М.Эрмлера. Критики отмечали, что музыка Шварца входит в фильмы как неотъемлемая часть их художественной сущности, вступает в полифоническое взаимодействие с видеорядом, открывая в запечатлённых образах заранее непредставимые глубины. Указывалось также, что некоторые фильмы запоминаются зрителям не столь в силу своего содержания, сколь благодаря музыке Шварца.

Последнее большое симфоническое программное произведение композитора — «Концерт для оркестра в семи частях. „Жёлтые звезды“ („Пурим-шпиль в гетто“). Памяти Рауля Валленберга». Идею этого масштабного произведения Шварцу навеяли документальные записки узницы каунасского гетто, поразившие композитора описанием празднования Пурима, весёлого еврейского праздника, превратившегося в лагере смерти в праздник с петлёй на шее. «Жёлтые звёзды» названы в рецензиях лирическим гимном мужеству, мудрости, чувству собственного достоинства и единства обречённых людей, преодолевших ужас неминуемой гибели.

Московская премьера состоялась 29 сентября 2000 года в Зале Чайковского, к 60-летию творческой деятельности композитора (Российский национальный оркестр, дирижёр — Павел Сорокин), существует телевизионная версия этого вечера (ТВЦ, режиссёр — Ольга Трегубова). В 2002 году Концерт был записан Национальным филармоническим оркестром России под управлением Владимира Спивакова и выпущен в 2005 году фирмой Capriccio Records на компакт-диске и DVD.

Композитор с 1964 года до конца своих дней жил и работал в посёлке Сиверский (железнодорожная станция Сиверская в 70 км от Санкт-Петербурга) Гатчинского района Ленинградской области. Здесь, в Кезево, его посещали В.Высоцкий, А.Миронов, А.Куросава, З.Гердт, И.Смоктуновский, С.Соловьёв, И.Бродский, Б.Окуджава, В.Мотыль и многие другие творческие деятели и друзья. В Петербург Шварц выбирался редко, творческие вечера обычно устраивал в местной библиотеке им. А.Майкова. В 1979 году 56-летний композитор женился на 20-летней Антонине Нагорной, с которой счастливо прожил 30 лет.

Скончался во сне 27 декабря 2009 года в половине восьмого вечера, когда прилёг вздремнуть после работы за роялем. Исаака Шварца похоронили 30 декабря 2009 года на Литераторских мостках Волковского кладбища в Санкт-Петербурге. Согласно воле композитора, его похороны прошли в соответствии с еврейским погребальным ритуалом. Поминальную молитву «Кадиш» над гробом Исаака Шварца произнес один из раввинов Санкт-Петербургской еврейской религиозной общины.

 

 

 

Другие виды: [x] [x]